Глава из книги "СДЕЛАЙТЕ РЕБЁНКА СЧАСТЛИВЫМ или КАК БЫТЬ ХОРОШИМ РОДИТЕЛЕМ" 

tvorchestvo.jpg Говоря о способностях ребёнка, следует отметить, что родители воспринимают слово способности очень ограниченно, они считают, что способности бывают только музыкальные, художественные, физические и математические. На самом деле всё, чем ребёнок занят с момента его рождения, это приобретение различных способностей. Сначала это способности садиться, затем вставать, ползать, ходить, бегать, прыгать, танцевать. Для ребёнка это то, что он раньше не умел, затем он научился, оттренировал и теперь он способен это делать. Затем он приобретает способности говорить, читать, считать, писать, это всё тоже способности, которые он приобрёл. Попутно он приобретает способности играть в различные игры, управляться с всевозможными бытовыми приборами, готовить и убирать. Этот список можно продолжать и продолжать. Каждый день и каждый момент ребёнок занят приобретением и оттренировыванием новых способностей и умений. И те из них, которые понравились ему больше всего, он продолжает повторять снова и снова, чтобы получить удовольствие. Ваш ребёнок приобретёт столько способностей и умений, сколько вы позволите ему. Не нужно ограждать вашего ребёнка от каких-то занятий или видов деятельности, думая, что он ещё маленький или думая что, это не для него. Если он хочет научиться или освоить что-то сейчас, помогите ему в этом. Чем больше он будет уметь, тем увереннее и счастливее он будет.

Любые способности человека или ребёнка развиваются посредством направления его внимания на какую-то конкретную область деятельности и дальнейшего выполнения действий в выбранной им области. Чем больше ребёнок (человек) направляет в эту область деятельности внимания и чем больше он практикуется в этой области, тем лучше получаемые им результаты и тем выше его способности. Это в равной степени относится и к способностям во всех видах спорта, ко всем творческим и художественным способностям, а так же к способностям во всех областях науки. Но ключом к развитию блестящих способностей является желание и стремление самого человека (ребёнка) направлять своё внимание в какой-то вид деятельности. Он сам должен страстно хотеть заниматься этим видом деятельности. Навязать ребёнку какие-либо способности или сделать его специалистом в какой-либо области у вас в любом случае не получится. Понимаете, внимание человека это настолько интимная вещь, что контролировать её может только он сам. Например, вы заставляете ребёнка изучать иностранный язык, он сидит и смотрит в книгу или читает что там написано, но думает в этот момент о чём-то совершенно другом. То есть, его внимание направлено на что-то совершенно другое, и вы не видите и не знаете, о чём он думает. И успеха в том, что вы ему навязали он не добьётся, через неделю он даже не сможет вспомнить, о чём он там читал или что пытался освоить, потому что его внимание не было направлено на это. Но если он изучал что-то с интересом и сам направлял своё внимание, он легко сможет вспомнить это через год и даже через десять лет.

Научиться ходить для ребёнка так же сложно (или просто) как научиться рисовать, ездить на велосипеде или танцевать. Обучение и развитие способностей это чисто механический процесс, который сводится к копированию и отрабатыванию действий и навыков, увиденных ребёнком. Научить ребёнка рисовать, петь, и т.д. так же просто как взрослому человеку научиться водить автомобиль. Почему же тогда все из нас не являются художниками и певцами? Да потому что только некоторые из нас получают удовольствие от этих видов деятельности. Заставлять человека осваивать вид деятельности, который ему не нравится, довольно опасно. Представьте себе, что вы заставляете человека учиться вождению автомобиля, когда ему это не нравится. Во-первых, он будет плохим учеником. Во-вторых, он создаст массу проблем на дороге, если когда-нибудь осмелится сесть за руль автомобиля.

Как уже упоминалось ранее, способности ребёнка развиваются за счёт копирования или повторения им того, что он слышит или видит. Следовательно, чтобы выявить у ребёнка способности к какому-либо виду деятельности у него должна быть возможность увидеть или услышать что-то, а затем попробовать это повторить. Если ребёнок может повторить это с практически первого раза и при этом приходит в восторг от этого, то можно с уверенностью сказать, что у ребёнка есть очень хорошие способности в данной области и их надо развивать дальнейшими занятиями.

Когда вы выявили, что у вашего ребёнка есть хорошие способности в какой-либо области, следующая задача - это найти хорошего преподавателя или наставника, который будет помогать развивать способности вашего ребёнка.

Выбор хорошего наставника играет здесь важную роль, поэтому я приведу здесь качества, которыми должен обладать хороший наставник. Он должен быть не просто профессионалом в своём виде деятельности, он должен быть одержим тем, что он делает. Он должен испытывать восторг от того, что он делает. Только тогда он сможет заразить своих учеников огромным интересом к данному виду деятельности и поддерживать этот интерес в течение долгого времени. Хороший наставник не должен подавлять своих учеников, он должен их заинтересовывать. Хороший наставник должен понимать, что его ученики могут быть намного гениальнее его, и он не должен навязывать своим ученикам какие-то догмы, а должен помогать ученикам, раскрыть их гениальность. Хороший наставник не должен жестоко критиковать и обесценивать своих учеников, а должен поощрять их, хвалить и искренне радоваться их успехам.

Найдя такого наставника, вы осчастливите своего ребёнка.

Вы уже поняли, что для того, чтобы выявить какие-либо способности у вашего ребёнка, нужно, чтобы он увидел это, услышал и попробовал сам, и у ребёнка всегда к этому будет сильный интерес. Поэтому если ребёнок просит вас включить ему музыку, купить кисти и краски, сводить его в театр, музей, на концерт, на соревнования, на выставку, не отказывайте ему. Да вы и без этого должны водить его на разные интересные мероприятия, это расширяет кругозор ребёнка.

Кроме того, ребёнок может интересоваться различными техническими вещами, такими как корабли, самолёты, автомобили, космические корабли, поезда, электростанции, строительство домов и т.д. Купите хорошую книгу с цветными картинками о том, что ему нравится и хорошую детскую энциклопедию с картинками и разбирайте с ним, как это всё работает. Сводите его в то место, где он сможет увидеть и потрогать всю эту технику, узнайте, есть ли кружок по этой теме и устройте его туда. Ваш ребёнок может интересоваться животными, растениям, историей, медициной, космосом, землёй и её строением. Максимально полно отвечайте на его вопросы, покупайте ему книги с картинками по этой теме, возите его по музеям и выставкам, и вы несомненно найдёте то занятие, которое станет его призванием.

Легче всего выявить у ребёнка музыкальные и художественные способности.

Музыкальные способности заключаются в том, что ребёнок может точно услышать звук (ноты, мелодию) и затем может воспроизвести в точности то, что он услышал, своим голосом. Если ребёнок может это сделать, то совершенно определенно, что у него есть музыкальные способности и их надо развивать. Вы очень поможете развитию музыкальных способностей у ребёнка, если сразу после рождения будете напевать ему колыбельные песенки. Тогда ребёнок научится хорошо сосредотачивать своё внимание на звуках.

Профессии, в которых он сможет себя найти это певец, музыкант, композитор, дирижер, звукооператор, аранжировщик, актёр и т. д. Совсем не обязательно, чтобы ребёнок работал впоследствии по какой-то музыкальной профессии, музыка может стать для него хорошим хобби.

Художественные способности можно определить, как способность человека увидеть во всех деталях и подробностях какой-то вид природы, человека, ситуации в отдельный момент времени и затем нарисовать на листе бумаги всё, что он увидел в этот момент во всех подробностях. Художник как бы делает копию на бумаге с помощью красок того, что он увидел или вообразил. Способности к рисованию надо развивать, так как существует множество техник и приёмов рисования, которым следует научится, прежде чем ваш ребёнок начнёт рисовать шедевры. Вы способствуете развитию художественных способностей у ребёнка, когда в раннем детстве показывая ему что-то, обращаете его внимание сначала на общий вид предмета, затем на части, из которых он состоит, затем на всё более мелкие детали и оттенки предмета. Наличие художественных способностей является необходимым условием для множества профессий. Это художник, декоратор, оформитель, скульптор, архитектор, модельер и т.д. Да и просто умение рисовать доставит множество удовольствия вашему ребёнку и окружающим.

Другие способности, которые проявляются в раннем детстве и обычно очевидны, это способности управлять своим телом, т.е. физические способности. Обычно детям нравится выделывать своим телом различные финты и выкрутасы, особенно когда ребёнок видит, как это делает кто-то другой, ему это нравится, и он хочет это повторить. При этом ребёнку нравится один или несколько видов спорта и будет хорошо если вы поможете ему устроится в спортивную секцию. Только пусть ребёнок сам выбирает вид спорта, который ему нравится. Поощряйте любые занятия спортом, так как это развивает тело вашего ребёнка, улучшает его здоровье и характер.

Пусть ваш ребёнок во время гулянья ездит на велосипеде, роликовых коньках, коньках, лыжах, бегает, купается и т. д.

Чаще выезжайте с ребёнком в лес или на природу.

Способности к различным наукам у детей проявляются уже в школьном возрасте, но иногда это происходит и до школы. В этом случае ваш ребёнок может добиться невероятных успехов в интересующей его области знаний, если вы поможете ему развить эти способности. Например, Никола Тесла ещё в раннем детстве заинтересовался электричеством, развивая свои способности в данной области, он сделал несколько сотен изобретений и открытий, таких как переменный ток, радио управляемые ракеты, самолёты с вертикальным взлётом, передачу электроэнергии на расстояние без проводов. Более 100 лет назад, он легко получал в своей лаборатории разряды электрического тока, в 1000 раз превышающие по мощности современные электростанции. Никола Тесла не утруждал себя расчётами и формулами, он просто придумывал это в своём разуме и делал, и это всегда работало. Это и есть гений.

Вы очень поможете ребёнку, если купите хорошие простые книжки с картинками, будете водить его на различные выставки и в музеи по интересующей его теме.

Детям особенно нравится проведение различных интересных опытов и экспериментов, на которых он может наглядно видеть результаты или даже сам сможет экспериментировать.

Для этого вам понадобятся наборы для проведения химических, физических, биологических опытов; микроскоп, телескоп, фотоаппарат или что-то ещё. Всё это очень интересно и как магнит притягивает внимание детей.

Чрезвычайно интересно для детей конструирование различных моделей кораблей, самолётов и т.д. особенно если эти модели будут работать.

Для успешного усвоения ребёнком любой области науки ему совершенно необходим аналитический склад ума. Ребёнок должен быть способен прослеживать причинно-следственные связи и прогнозировать результат.

Способность мыслить аналитически, можно развить у ребёнка очень просто, это происходит само собой при условии, что вы будете отвечать на вопросы ребёнка и помогать ему, находить ответы самостоятельно.

Объясняйте ребенку, с какой целью существует каждый предмет вокруг нас, из чего он сделан, как сделан, как он работает и зачем этот предмет нужен. Объясняйте ему, что все предметы и устройства вокруг нас, к которым мы все так привыкли и используем их даже не задумываясь, каждый предмет и устройство вокруг нас когда-то были изобретены каким-то конкретным человеком. Некоторые изобретения поистине гениальны и просты, они так облегчают нашу жизнь. Абсолютно всё, что мы видим, было кем-то изобретено. Эти утюги, пылесосы, ТВ, лампочки, автомобили, столы, стулья, унитаз, душ, лифт, стекло, зеркало, очки, часы, отопление, вентилятор и т.д. Всё, всё, всё вокруг было когда-то изобретено и каждое изобретение имело своей целью облегчить или улучшить жизнь человека, приносить человеку пользу. Каждый год люди изобретают множество новых вещей или устройств.

Научите вашего ребёнка мыслить категориями изобретателя. Пусть ваш ребёнок, смотря на какой-либо предмет, пытается представить, как этот предмет был изобретён, с какой целью он был изобретён, как человек, который изобрёл его, чувствовал себя, сделав это изобретение. Теперь пусть ваш ребёнок подумает как этот предмет или устройство можно было бы улучшить или усовершенствовать, чтобы он стал ещё удобней, полезней, имел больше функций, и пусть ребёнок расскажет вам об этом. Вы даже можете помочь ему сделать это усовершенствование в реальности. Так вы развиваете у вашего ребёнка творческое, изобретательское воображение. Проделывайте это с большим количеством вещей, и вы удивитесь, насколько сообразительны и гениальны ваши дети. Некоторые из идей ваших детей могут быть настолько просты, гениальны и неординарны, что решат проблемы, над которыми исследовательские институты бьются годами.

Превратите эти занятия в игру и играйте в неё с вашим ребёнком постоянно.

Поступая таким образом, вы превратите вашего ребёнка из бездумного потребителя вещей в изобретателя и создателя вещей.

Эти занятия могут сделать гения практически из любого ребёнка.

Такие занятия не будут для ребёнка чем-то скучным, он всегда будет в интересе, и будучи ребёнком, превзойдет многих взрослых людей и учёных по своей сообразительности и изобретательности.

Но вы должны понимать, что в школе ребёнка этому не научат. В современной школе он будет проходить “сухую” программу, утверждённую министерством образования.

Этому должны научить своего ребёнка вы сами, вы должны заниматься с ним регулярно и вскоре ваш ребёнок будет блистать своими знаниями, а вы будете гордиться им, т.к. именно вы помогли ему добиться успеха.

Сделайте вашего ребёнка гением, вы это можете.

 

Автор: Граблин Василий.